- Да, мое солнышко, мама за тобой уже идет, беги встречай. Давай обниму, - каждые минут 10 к Кате Шибковой, директору Семейной школы Земляне, забегают ребята. Кто-то забыл ноутбук, у кого-то важный вопрос, а кто-то  - просто обняться.

 

Улыбаюсь.

 

- Скажи, сколько чистого времени в день у тебя уходит на обнимашки с детьми?

- Около часа. Они такие классные, так люблю их! 

 

Конечно, Катя знает каждого по имени. А еще про каждого у нее есть длинная и теплая история: как познакомились, чем увлекается, когда впервые обнял,  что любит, какой он... 

И абсолютно так же – про каждого педагога.

Она действительно как мама большой семьи.

 

- Катюш, как строится день школьника?

- С 8.30 до 9.00 у них завтрак. В 9.00 – зарядка. В теплое время года – на свежем воздухе. И это не просто «руками помахали», там серьезные физические нагрузки идут. Кстати, зимой, по согласованию с детьми и родителями, конечно, у них по утрам пробежки по снегу – еще и закаливание получается.

 

Потом – общий круг. Дети и педагоги садтся вместе, обсуждают какую-то тему, обмениваются впечатлениями о проведенных выходных. В понедельник круги обычно подольше получаются: о стольких вещах рассказать надо! Дети благодаря этому и читают больше, и по выставкам ходят, и театрам – чтобы было о чем рассказать. После рассказа – планирование дня, заполнение ежедневника.

 

А дальше – ключевой урок минут на 40.

 

- А ключевой урок - это что такое?

 

- У нас в классе на 25 человек – два педагога. На этот урок ребят делят на три группы: каждому педагогу по группе и третья идет на английский к Полине. Им дают какую-то тему, какой-то материал в соответствии с их программой.

 

- А можно не идти?

 

- Ребята из младшей школы идут. Те, кто постарше – из средней – уже могут отказаться, но на них это накладывает определенные обязательства, конечно. Они должны будут эту тему сдать учителю или объяснить другому ребенку так, чтобы он понял. Свобода и ответственность.

 

- Хорошо, ключевой урок закончился, а дальше что?

 

- А дальше – свободная работа в Монтессори среде. Ребята сами выбирают, с чем им важно и интересно работать сейчас, изучают, ставят эксперименты, закрепляют пройденный материал. 

 

- А что делать, если не все интересует? Или не интересует вообще ничего? Как же они получат знания?

 

- Что-то все-таки интересует. Педагоги видят интересы ребенка и под них подстраивают его индивидуальную траекторию развития так, чтобы ему было важно изучить материал. Интересует футбол? А наачерти траекторию полета мяча (математика!), а пропиши программу тренировки (русский язык!).

 

- Как родители узнают о том, что ребенок делал?

 

- Мы пользуемся программой Transparent classroom: каждый день педагоги добавляют туда информацию о том, чем занимался ребенок, с фотографиями и пояснениями. А еще есть родительские чаты и индивидуальные конференции раз в полгода.

 

- А необходимый, по мнению нашего ФГОСа, уровень образования дети получают?

 

- Мы прикреплены к школе дистанционного обучения, ребята по 2-3 раза в год пишут аттестации. На 4 и 5 пишут, переходят из класса в класс. Только их оценки и классы не интересуют. Им важно новое и интересное узнавать, лучше и умнее становиться! Сообщаем им результаты аттестаций – отмахиваются. 

- Отвлеклись мы с тобой. Свободная работа... А дальше что?

 

- Потом еще один ключевой урок. Завершающий круг, где подводят итоги рабочего дня, сверяют запланированное со сделанным, обсуждают, что получилось, а что не очень – а потом обед и прогулка. После обеда, кстати, посуду сами за собой моют. Гуляют в любую погоду, активно, на самокатах катаются, бегают. Потом полдник и, если выбран тариф полного дня,  дополнительные занятия по выбору: шахматы, цирк, рукоделие, английский, каратэ... Проще сказать, чего у нас нет, чем перечислить то, что есть. Ребята сами в начале года выбирают, что им важно и интересно, а потом, сделав выбор, минимум полгода ему следуют. Свобода и ответственность.

 

- А кроме учебы?..

 

- А кроме учебы минимум 2 раза в месяц они выезжают на экскурсии. Часто в теплое время года учеба у них проходит на природе – благо Тимирязевский лес недалеко.

 

- А чему, на твой взгляд, самому главному дети учатся в школе?

 

- Делать выбор. Нести за него ответственность. Работать в команде. Быть в контакте с собой и с миром. Договариваться. 

 

- Вспомнишь какую-нибудь историю про это?

 

- Ну вот например, первое, что вспомнилось. Играли в царя горы, переругались между собой. Собрали школьный совет. С модератором, правилом одного микрофона, все серьезно. Выяснили, что переругались, потому что не определили правила. Договорились о правилах.Закрепили. Кстати, все школьные правила тоже формулируются детьми на школьном совете самостоятельно. «У нас без драк», «опаздывать – нельзя, иначе 50 отжиманий»... Все сами, без участия взрослых. Взрослые только наблюдают.

 

- А с родителями вы только через Transparent classroom и индивидуальные конференции взаимодействуете?

 

- Что ты, нет, конечно! Нам постоянно надо быть на связи, в контакте! Мы же вместе выращиваем ребенка! Что бы мы ни делали, если поддержки от семьи не будет – эффект будет минимальным! Помимо того, что мы всегда на связи – по телефону и в фейсбуке – у нас много совместных мероприятий. Родительская школа по «злободневным» темам: недавно, например,  психолога приглашали, она рассказывала о том, как говорить с детьми о сексе. Традиционно мюзиклы мы вместе делаем два раза в год: родители помогают с костюмами, декорациями, иногда сами на сцену выходят. Праздники совместные. Например, Хэллуин готовят именно родители. Вместе ездим в поездки, ходим в походы, бежим эстафеты, зимой на лыжах и коньках вместе выбирались. Мы одна большая семья, мы вместе – и это здорово