
Сепарация: что это и как с ней быть?
Сепарация — это активный двусторонний процесс отделения ребёнка от родителей, где происходит трансформация их отношений от полной зависимости друг от друга до равноправия, где чередуются этапы отдаления и сближения к друг другу ребёнка и родителей.
Проблема психологической сепарации сегодня затрагивает многие сферы жизни и деятельности человека и рассматривается в первую очередь в контексте детско-родительских отношений как необходимый атрибут взросления, становления личностной автономии ребёнка.
Процесс сепарации начинается с рождения и в идеале заканчивается к 18-20 годам, хотя в настоящее время, из-за увеличения возраста детства и юношества, а также различных социально-экономических факторов, возраст окончания сепарации постепенно увеличивается до 22-25 лет. За это время ребёнок проходит путь от полной зависимости от родителей до способности обеспечивать своё существование и распоряжаться своей жизнью. Проходя этапы взросления, он принимает все больше решений, сталкивается с их последствиями, проходит кризисы, приобретает опыт, постепенно становится независимым в разных аспектах своей жизни. В то же время родители могут увидеть, что их малыш с каждым годом становится все более самостоятельным, ему требуется все меньше помощи взрослых в бытовых вещах, что они могут постепенно делегировать все больше свободы в решении бытовых и жизненных вопросов своему ребёнку.
Действия родителей в процессе сепарации могут как помочь, так и навредить, поэтому их поддержка и понимание процесса сепарации очень важны.
Что же такое сепарация?
Сепарация — это активный двусторонний процесс отделения ребёнка от родителей, где происходит трансформация их отношений от полной зависимости друг от друга до равноправия, где чередуются этапы отдаления и сближения к друг другу ребёнка и родителей.
Сепарация проходит множество этапов, и может быть разных типов, но важно отметить, что этот процесс отделения ребёнка от родителей проходит в разные возрастные периоды то более активно, то менее активно, в зависимости от задач возраста и особенностей семейных отношений.
Типы сепарации ребенка от родителей
Психолог Дж. Хоффман выделял четыре типа сепарации, через которые должен пройти человек к окончательной зрелости: функциональная, эмоциональная, аттитюдная (ценностностная), конфликтная. Чтобы сепарация состоялась, человек должен обрести самостоятельность и независимость на всех этих уровнях.
Функциональная сепарация
Предполагает постепенное формирование у ребёнка материальной и физической автономности от родителей. В начале своей жизни младенец зависим от мамы – он не может сам себя обслуживать, кормить, содержать. С возрастом, ребёнок постепенно научается ходить, использовать различные предметы, есть, пить, одеваться самостоятельно, обслуживать свои нужды. А в более старшем возрасте - постепенно отделяется материально от родителей, перестаёт в чем-либо зависеть от них и может обеспечивать свою жизнь самостоятельно. Главная задача этого типа сепарации для ребёнка - постепенно становиться самостоятельным в физическом, бытовом, финансовом плане, а для родителей - дать ребёнку возможность проявлять свою самостоятельность в этих аспектах, не стремиться упростить ему жизнь, не брать на себя часть его обязанностей.
Эмоциональная сепарация
Предполагает постепенное отделение эмоций, желаний и чувств ребёнка от эмоций, желаний и чувств его родителей. В начале своей жизни ребёнок эмоционально тесно связан с матерью, все его желания и чувства разделяются с матерью на двоих. С течением времени происходит отделение эмоций и желаний ребёнка от матери, ребёнок начинает осознавать, что его эмоции и желания отличаются. Но все же в младшем возрасте, ребёнок сохраняет тесную эмоциональную связь со своими родителями. Их эмоции, чувства и желания оказывают сильное влияние на жизнь ребёнка - от них зависит, будет ли хорошо и комфортно ребёнку в определённых ситуациях, или он будет испытывать множество негативных чувств и эмоций, поддавшись эмоциональному состоянию своих родителей. Постепенная эмоциональная сепарация позволяет ребёнку оставаться эмоционально-стабильным, не испытывать чувства вины из-за негативных эмоций, которые могут испытывать он или родители из-за одобрения или неодобрения по отношению к друг другу. Эмоционально сепарированный человек ориентируется на свои чувства, не ищет одобрения каждого своего действия или эмоционального проявления.
Аттитюдная (ценностная) сепарация
Являясь частью семьи, дети с ранних лет усваивают те ценности, правила и смыслы, которые несут и развивают у них их родители. Семья формирует представление об образе жизни, представления о мире, в котором живёт человек, транслирует свои жизненные взгляды на все, происходящее в жизни. Такие представления в младшем возрасте принимаются детьми безусловно, не оцениваются и часто даже полностью не осознаются ребёнком. Но по мере взросления, сталкиваясь с людьми вне семьи и с их ценностными смыслами, с другими жизненными взглядами, под влиянием социума ребёнок постепенно начинает переоценивать все то, что когда-то было для него безусловно в семье. Важным для родителей при ценностной сепарации - дать возможность ребёнку самому сформировать ему собственные ценностные представления, предоставить ему возможность рассуждать на эту тему, расширять свои жизненные взгляды и представления. Постепенная ценностная сепарация приводит к формированию системы собственных ценностей и представлений о мире, даёт способность принимать самостоятельные решения, руководствоваться своими жизненными взглядами и представлениями.
Конфликтная сепарация
В младшем возрасте, мнение родителей и их авторитет для ребёнка является непререкаемым. Ребёнок поступает так, как хотят его родители, которые принимают решения по многим аспектам его жизни. С возрастом, ребёнок начинает пробовать самостоятельно принимать решения, пытается отстаивать своё мнения и свои решения разными способами. Ребёнок с родителями периодически вступает в конфликты. На этом этапе конфликтной сепарации последнее слово в спорах по некоторым вопросам или в принятии решений остаётся за родителями. Вступая в споры, отстаивая своё мнение перед друг другом, ребёнок и родители могут испытывать чувство вины друг перед другом. Часто на этом этапе ребёнок может отступать в конфликтной ситуации, соглашаясь с мнением родителей, чтобы вернуть их расположение, тем самым продлевая конфликтную сепарацию. Важным аспектом положительного прохождения конфликтной сепарации является постепенное делегирование решений по многих вопросам ребёнку, учёт его мнения в спорах, при решении определённых сложных ситуаций. Способность по-взрослому, спокойно и уверенно озвучивать свою точку зрения, умение не соглашаться с убеждениями родителей, думающих иначе, не боясь огорчить или рассердить их, не страдая от чувства вины. Это способность признать, что существует другое видение ситуации, другое восприятие действительности, и продолжать свой собственный путь, жить своей жизнью.
Кроме разных типов сепарации, важно отметить, что процесс сепарации зависит от возрастного периода, в котором находится ребёнок. Процесс сепарации от родителей не происходит одномоментно; этот процесс развернут во времени, где на каждом возрастном этапе решаются свои специфические задачи взросления.
Опираясь на отечественные и зарубежные теории периодизации развития личности, можно выделить особенности протекания сепарационных процессов на каждом возрастном этапе, отдельно рассматривая ярко выраженные кризисы.
Новорождённость и младенчество (Период от рождения до 3-х месяцев)
Это период начинается с полного слияния ребёнка с матерью. В начале ребёнок ещё не способен дифференцировать себя как отдельную личность. По мнению А. Фрейд, важным фактором сепарации на этом этапе является формирование эмоционально окрашенного наполненного материнского образа, который помогает ребёнку прожить физическое отсутствие матери некоторое время. Например, когда ребёнок остаётся с отцом или другими родственниками, то он не испытывает беспокойства, т.к. у него есть сформированный образ матери.
Сепарационный кризис нарастает к окончанию младенческого периода (кризис одного года). Как указывает Л.С. Выготский, на первый план выдвигаются желания самого ребёнка. Мать и ребенок на этом этапе перестают чувствовать и желать одного и того же, происходит расхождение желаний, потребностей и эмоций.
М. Малер описывает этот этап, где двигательные возможности ребёнка растут, позволяя ему постигать окружающий мир и удаляться от матери. На этом этапе в процессе сепарации у ребёнка закладывает фундамент уверенности, самодостаточности и в то же время сглаживает протестность в поведении.
Раннее детство (от 1 года до 3-х лет)
В раннем детстве ребёнок решает сепарационные задачи через активное взаимодействие с предметной средой, приобретение навыков использования предметов. Ребёнок постепенно начинает настаивать на своём праве действовать с предметами так, как хочется ему. Он всё ещё зависит от родителей при взаимодействии с предметной средой, но постепенно начинает экспериментировать со свободой. М. Малер характеризует данный этап как субфазу воссоединения. Все активные импульсы ребёнка направлены на мать. Она — объект ненависти и любви, с ней разрешается конфликт противоречивых устремлений, которые направлены на способность и возможность отделиться (движение «к» матери и «от» матери). Можно сказать, что сепарационная активность разворачивается в потребностно-мотивационной сфере. Ребёнок начинает вычленять свои желания, отделяя их от желаний родителей, пытается воздействовать на взрослого через аффекты - плач, крики, бросание предметов.
Дошкольное детство (от 3-х лет до поступления в школу)
В дошкольном возрасте, после прохождения кризиса 3-х лет, ребёнок в полной мере стремится реализовать потребность в самостоятельности, автономии, общаясь со сверстниками, где и реализуется опыт успешной сепарации. Ребёнок в этом возрасте начинает пробовать различное поведение в отношениях к сверстникам, проявляя такие различные качества как обман, так и поддержка, помощь и вступление в различные споры с окружающими детьми, тем самым проявляет свою свободу и непосредственность. Ребёнок учится искать компромисс, приобретает умение отдавать, делиться, в то же время он учится проявлять лидерство, инициативу, конкурировать, соперничать, противостоять. На этой стадии родители, а не только мать, становятся авторитетами для ребёнка, их отношение и мнение становиться для него превалирующим, а эмоциональная близость очень важной. Сепарация в дошкольном возрасте - это в первую очередь отстаивание своей самостоятельности, своего мнения, возможности принимать некоторые решения, делать выбор.
Младший школьный возраст
Резкая смена социальной ситуации развития, приобретение нового статуса ученика, другая мера ответственности — всё это приглушает процессы сепарации в данный период. Однако в самом начале перехода к школьной жизни и приобретении статуса ученика происходит кризис семи лет, который в полной мере представляется как кризис взросления. Как отмечает Л.С. Выготский, желание ребёнка быть взрослым, и чтобы окружающие воспринимали его как взрослого, сказывается на появлении в поведении ребёнка таких особенностей как: гримасничания, манерности, нарочитой взрослости.
К.Н. Поливанова отмечает ряд трудностей во взаимодействии родителей с ребёнком: у него появляется негативное отношение к правилам, отрицание родительских требований, нежелание подчиняться. В то же время усилия ребёнка направлены на приобретение новых знаний, умений, и ему нужен «надёжный тыл»; взрослый (учитель, родитель) выступает как носитель опыта, знаний, поэтому в общении с близкими явления негативизма сглаживаются. В психоанализе на этом этапе происходит крушение иллюзий относительно родительского могущества. Сепарационные процессы разворачиваются через появляющийся интерес к другим взрослым, которые наделяются безусловным авторитетом (учитель, тренер и прочие).
Подростковый кризис (12–13 лет)
К этому возрасту у подростка накоплен определённый багаж знаний, умений, он чувствует свою компетентность в некоторых сферах и готов всё это применять в отношениях с другими, пробовать в различных жизненных ситуациях, настаивая на своём праве действовать самостоятельно. Подростковый кризис, является тем рубежом в процессе сепарации-индивидуации, когда отделение от родителей и приобретение собственной уникальности, целостности становятся неотъемлемой частью развития личности. Происходит отчуждение от родителей, от мира взрослых и поиск себя в среде сверстников.
Можно отметить тенденцию отчуждения подростков от мира взрослых как важную составляющую взросления, «изживания своей зависимости от родителей и от взрослых в целом». Подросток противопоставляет себя другим взрослым, авторитет которых теперь не признаётся. И снова наблюдаются две противоборствующие тенденции в решении сепарационных задач. С одной стороны, противостояние миру взрослых, с другой — потребность в принятии, признании взрослыми и перестройке отношений «на равных», возникновение чувства взрослости (Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова).
В конечном итоге необходимая интеграция помогает подростку в будущем приобрести умение противостоять любому авторитету и в то же время выстраивать отношения с позиции «на равных».
Подростковый кризис (12–13 лет)
Поддерживать интерес к учебе, поддерживать успехи ребенка и быть рядом, когда возникают трудности (активно слушать и обсуждать его переживания), те помогать справляться ему с новыми нагрузками, ведь как известно мамина вера — это та сила, которая помогает выстоять в самых трудных обстоятельствах.
Подростковый возраст (14–17 лет)
Процессы сепарации снова разворачиваются в социальной среде, через сверстников. Это новый этап социализации, в процессе которого подросток обретает опыт автономного взаимодействия. А.Е. Личко, М.Р. Гинзбург, В.С. Мухина отмечают стремление подростка к единению со сверстниками, поскольку именно с ними он может реализовать себя как личность, самоутвердиться, построить модель «взрослых» отношений. С одной стороны, прослеживается тенденция слияния с себе подобными, с другой — желание подчеркнуть свою уникальность, индивидуальность. Конечная интеграция — рождение собственной уникальности и в то же время определение своего места среди других. В психоанализе подростковый возраст рассматривается как период вторичной сепарации-индивидуации ребёнка, завершением которого являются отделение от родителей, формирование собственной идентичности и интеграция личной истории.
Юношеский (студенческий) возраст (18–25 лет)
На начальном этапе этого возраста сепарационная активность снижается. Юноши и девушки испытывают настоятельную потребность в родительской любви, заботе. Все эти специфические преобразования отношений обусловлены социальной ситуацией развития: поступление в средние или высшие учебные заведения, адаптация к новым условиям, возрастание требований окружающего мира к студенту как человеку взрослому и самостоятельному. Преподаватель, родитель, значимый взрослый выступают в важном качестве наставника, учителя, который поможет овладеть будущей профессией, освоить опыт автономного поведения. Л.С. Выготский, Е.И. Головаха, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Д.Б. Эльконин представляют этот возрастной период как особый этап планирования, построения целостного замысла жизни, в метафорическом аспекте — это «встреча со взрослостью».
Некоторые исследователи рассматривают юношеский (студенческий) возраст как особый период, когда человек, достигший взрослости, всё ещё полностью зависит от родителей, получает от них материальную помощь, нуждается в их поддержке. Формирование субъектной позиции на этом возрастном этапе, является инициирующим фактором сепарационной активности, когда молодые люди стремятся преобразовать внутреннее и внешнее пространство, перестроить общение с родителями, окружающими людьми на равных, строить равноправные отношения.
К 23–25 годам сепарационная активность значительно повышается. Это период конфронтации и окончательного отделения от родителей, начало самостоятельной жизни. Получение знаний в сфере будущей профессии, приобретение собственного опыта — всё это способствует возникновению желания поступать по-своему, не опираясь больше на родительский опыт. При формировании внутренней готовности молодой человек стремится отделиться от родителей и приобрести функциональную независимость, чему способствует окончание вуза, начало трудовой деятельности, самостоятельной жизни. Так же важна и родительская готовность к сепарации взрослеющего ребёнка, их спокойная реакция на уход в самостоятельную жизнь. На данном этапе только взаимное переосмысление задач взросления, раскрытие личностных ресурсов для новых целей поможет родителям и взрослеющему ребёнку разрешить сепарационный конфликт и перейти на новый партнерский уровень взаимодействия.
Становится очевидным, что пик сепарационной активности приходится на период окончания юношеского (студенческого) возраста. Большинство исследователей определяют этот период как переход от юношества к ранней взрослости, когда молодой человек, завершив обучение, сталкивается с первыми трудностями самостоятельной жизни. Этот жизненный этап характеризуют кардинальные изменения социального пространства: поиск стабильного места работы, адаптация к коллективу, встреча спутника жизни, с которым позднее сформируются стабильные, устойчивые близкие отношения, начало семейной жизни.
Основное противоречие этого периода — готовность биологическая, физическая, мотивационная к вступлению во взрослую жизнь, но может возникать психологическая неуверенность в собственных силах, возможно психологическая незрелость и, как итог, неготовность брать на себя ответственность за принимаемые решения. Если на предшествующих этапах задачи взросления, сепарации решались успешно, то, как правило, такая психологическая готовность и способность к личностной автономии у молодого человека уже сформирована. В противном случае своевременно не завершённая сепарация мешает дальнейшему личностному, профессиональному развитию человека.
Сопротивление сепарации
Некоторые родители и дети бессознательно мешают процессу сепарации, активно ей сопротивляются, не давая ей завершится. Это происходит по нескольким причинам, рассмотрим основные:
Конфлюэнция (слияние). Родителям и ребёнку хочется испытывать одни и те же чувства и эмоции, им кажется, что их желания являются одинаковыми, они не допускают мысли о том, что другие могут испытывать или желать не одного и того же. На определённых жизненных этапах сложно осознать, что у близкого человека могут быть другие желания и потребности. Происходит сопротивление мысли, что другой человек может испытывать другие, иногда даже противоположные эмоции и желания в одной и той же ситуации.
Это может проявляться отчасти в нарушении личных границ с ребёнком, когда родитель высказывает мнение, что он лучше знает, что съесть, куда пойти учиться, что нравится ребёнку, тем самым отрицая его фактические желания и чувства. А ребёнок исходя из своих чувств и желаний, считает, что тоже должны испытывать. И какое-то время так и происходит. В слиянии родители и ребенок могут испытывать сходные желания и эмоции, или подстраиваться под состояния друг друга, не желая признавать, что другой может испытывать что-то другое.
Высокая тревожность. Тревожные родители постоянно испытывают желание опекать своего ребёнка. А тревожные дети - требуют постоянного присутствия родителей, который будет их эмоционально поддерживать и создавать видимость контроля ситуации. Для тревожных родителей и детей мир кажется непредсказуемым и опасным. И контроль каждого момента и жизненной ситуации помогает снизить уровень тревожности и создать видимость спокойствия и благополучия.
Это может привести к тому, что в будущем, такому человеку будет сложно перестроится в быстро меняющихся условиях, строить доверительные отношения с окружающими, а также могут возникать различные иррациональные страхи.
Повышенный контроль. Некоторые родители не очень хотят, чтобы их ребёнок стал самостоятельным. Им кажется, что без их помощи и постоянного контроля их ребёнок растеряется, будет не успешен, будет растерян. Поэтому они контролируют его увлечения, принимают за него маленькие и большие решения, могут затягивать процесс обучения бытовым навыкам - продолжают одевать уже повзрослевшего ребёнка, собирать ему вещи, выполнять с ребёнком домашние задания.
Такие родители будут прикладывать максимум усилий, чтобы оставить ребёнка «в семье» и продолжать контролировать его действия. Чем больше контроля над жизнью своего ребёнка, даже взрослого, они оказывают, тем спокойнее им становиться. Таким детям становится сложно строить собственную семью, принимать важные решения, развивать свою индивидуальность.
Разрешение сепарационных противоречий (сближение — отдаление, движение «к» и «от»), интеграция разнонаправленных движений на каждом возрастном этапе способствуют своевременному взрослению, формированию личностной автономии, способности к сепарации в отношениях с другими, успешной социализации. Каждый возрастной период сепарации, а также каждый тип сепарации ребёнка от родителей являются важной составляющей в его развитии, личностном становлении. Проходя этапы сепарации, ребёнок тем самым развивается, социализируется, становится отдельной личностью и развивает в себе уникальную индивидуальность, которая позволяет ему быть успешным во взрослой жизни.
Прерывание сепарации, сложности в её прохождении, неспособность родителей отпустить своего ребёнка в самостоятельную жизнь, или страх ребёнка перед ответственностью и самостоятельностью в большом мире, все это может принести негативные последствия: отсутствие самостоятельности во взрослой жизни, сложности построения межличностных отношений, появление страхов и неврозов и многое другое. Разрешение сепарационных противоречий на каждом возрастном этапе способствуют своевременному взрослению ребёнка, формированию личностной автономии, способности к сепарации в отношениях с другими, успешной социализации.
Каков итог сепарации ребёнка от родителей?
Взрослый, прошедший процесс сепарации в нужный срок без особых трудностей и прерываний этого процесса:
- Может делать независимый выбор, не поддаваясь на давление со стороны окружающих;
- Имеет собственное мнение и может его отстаивать;
- Является самостоятельным, как в бытовом, так и в психологическом смысле;
- Понимает и уважает границы другого, умеет выстраивать поддерживающие, а не зависимые отношения;
- Понимает и управляет своими эмоциями;
- Умеет спокойно отстаивать свою точку зрения в конфликтных, трудных жизненных ситуациях.
Использованная литература и ссылки на источники:
- Петенко Т.В., Сысоева Л.В. Статья «Возрастные этапы сеперации детей от родителей»;
- М. Малер; Дж. Мак-Девитт. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности. Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды / Под ред. М.В. Ромашкевича. — М.: Геррус, 2005.— 431 с.
- Сысоева Л.В., Петренко Т.В. Проблема сепарации от родителей в русской семье: социокультурный и психологический аспекты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сборник статей по материалам LXII международной научно-практческой конференции.— 2016. № 3(60). — С. 126–134
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МПО «МОДЭК», 2001.— 416 с.
- Выготский Л.С. Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития. Издательство Канон+РООИ "Реабилитация", 2022 г., 320 с.
Контакты
г. Москва, Кочновский проезд 4 строение 2