
Период развития речи: этапы, особенности и советы
Согласно последним научным исследованиям, дети начинают различать речь еще до своего рождения, примерно с 7 месяцев внутриутробного периода и продолжают совершенствовать ее до 9 лет. При этом пиковым считается возраст от 1 до 2,5 лет.
Становление и развитие речи можно поделить на следующие подпериоды:
развитие устной речи
письмо
чтение
А теперь подробнее о возрастных особенностях, важных аспектах и о том как помочь ребенку в этом непростом деле.
Что происходит с речью до 1 года?

В самом раннем возрасте ребенок знакомится со словесными формами, начинает понимать речь и повторять звуки, накапливает содержательную часть речи.
В этом периоде самым важным является контакт со значимым взрослым. Предпосылки для формирования речи появляются у детей только через коммуникации со взрослым и для коммуникации с ним.
ВАЖНО: не только речь родителя, но и его внимание к ребенку, готовность слушать станут стимулами развития речи.
К концу года малыш знает названия большинства своих игрушек, и предметов, с которыми взаимодействует, понимает глаголы простых действий — пить, ходить, лежать, спать.
Вскоре появляются отдельные простые слова. В активном словаре может быть от 4 до 15 слов, а пассивный словарь примерно в три раза больше.
С 1 до 3 лет

Деятельность ребенка в этом периоде усложняется, у него возникает стремление к содержательному общению по поводу различных предметов.
Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром. То есть он называет те предметы, тех людей и те действия, с которыми сталкивался. В этом возрасте малыш расширяет свой словарный запас, слушая речь окружающих, и готов активно слушать, когда ему читают.
ВАЖНО: не следует лепетать или упрощать свою речь для ребенка. Грамотная речь, правильные словоформы и богатый словарный запас взрослого – залог такой же речи у ребенка.
В этом возрасте дети способны усваивать по несколько языков, при условии погружения в языковую среду и частого использования иностранного языка в речи окружающих.
Развитие речи от 3 до 6 лет.

К 3 годам ребёнок уже понимает все основные вопросы, которые к нему обращены: «кто», «где», «как»; чуть позже — «зачем» и «почему».
Речь начинает выполнять функцию планирования деятельности. Если трёхлетка сначала построил башню и констатирует факт: «Я построил башню», то вскоре он скажет: «А сейчас я буду строить башню», — и начинает строить башню.
К 3,5 – 4 годам его речь сформирована настолько, что он выстраивает коммуникацию с другими детьми.
Развивается интерес к звукам и буквам и если его поддержать, то к 5 годам ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова и без принуждения учится читать. А потом так же непринуждённо осваивает грамматические нормы языка. Именно к этому ведёт вся логика речевого развития.
Назад ко всем статьямКонтакты
г. Москва, Кочновский проезд 4 строение 2