
Вера в своего ребенка
Бог создал ребенка для большего восхищения, чем мы ему воздаем.
«Ребенок в Храме», М.Монтессори, Э.М.Стендинг.
"Вера в ребенка — это первый шаг к его независимости"- известное высказывание Марии Монтессори, которое растит в родителях на протяжении всего их родительского пути очень важное состояние. Это состояние способно создавать, творить, поддерживать, питать, наполнять, растить человека мира. Это состояние, которое способно вдохновлять и мотивировать, двигаться к целям, которые кажутся недостижимыми, преодолевать самые немыслимые препятствия.
Разные школы психологии и психологи предлагают разные подходы к пониманию веры:
- Фрейд считал, что вера идет из глубин нашего подсознания и напоминает детскую потребность в защите и утешении. Он видел в религиозной или духовной вере способ искать безопасность, как у сильного родителя. А Юнг, наоборот, утверждал, что вера — это важная часть нашей коллективной памяти и помогает человеку найти смысл жизни и внутренний покой (психоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг).
- В гуманистическом подходе веру рассматривали как инструмент самореализации и личностного роста (Маслоу), а К.Роджерс говорил, что важно верить в себя, чтобы справляться с жизненными трудностями.
- Экзистенциальный психолог Виктор Франкл говорил, что вера в высший смысл или цель жизни помогает преодолевать любое страдание. По его мнению, вера способна дать смысл даже в самых, казалось бы, безнадежных обстоятельствах.
И несмотря на разные грани, которые подсвечивают разные направления психологии, вера человека в себя и в свои возможность, помогает ему преодолевать препятствия, жизненные преграды, вера может объединять, исцелять, делать нас сильнее и увереннее.
Как же формируется вера?
Родитель как путеводитель в этом понятии выстраивает маршрут ребенка к самому себе с самого рождения, к вере в себя. А начинается все с ДО-ВЕРИЯ, с тотального доверия как раз тому самому родителю или значимому взрослому.
Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет имеет чувственно-образное мышление, то особое восприятие мира, при котором он не разделяет себя и окружающее, а воспринимает всё как единое целое. Маленьким детям кажется, что животные и игрушки могут говорить и чувствовать также как и они, что чудеса из сказок могут происходить и в реальной жизни. Дети в этом возрасте доверчивы, впечатлительны и открыты всему новому и всему тому, что говорят им взрослые. У них более тонкие связи с миром и со значимым взрослым– иррациональные (т.е. пред-сознательные) – связи. В этот же период возникает чувство безопасности и доверия к миру на основе отношений с родителями и окружающими взрослыми.
В возрасте от 3 до 6 лет дети продолжают верить в сказки и фантастические истории, но начинают задавать все больше и больше вопросов. Они начинают различать реальность и вымысел, однако их ВЕРА все еще во многом основывается на авторитетах — родителях, учителях, сверстниках. Дети в этом возрасте часто верят в доброту и справедливость.
В этом возрасте проявляется религиозный аспект веры через морально-нравственные нормы, принятые в социуме, через понятия «хорошо/плохо», «можно/нельзя» и тд. Именно сейчас родитель помогает ребенку сформировать социальные коды.
Значимый взрослый помогает детям, подавая личный пример, прививая уважением к нормам, объясняя необходимость их соблюдения, значение и значимость традиций для людей. Так дети учатся жить в мире с собой, другими людьми и природой, формируется ось само-отношение – взаимо-отношение – миро-отношение.
Уже в возрасте от 6 до 12 лет дети начинают более критически относиться к информации и источникам веры. В возрасте 5 лет мышление детей кардинально меняется. Они больше склонны к анализу и логическому мышлению. Их вера начинает основывать на личном опыте и наблюдениях, на анализе событий, причин и следствий, а не только на авторитетах. В этом возрасте дети могут начать сомневаться в ранее безусловно принимавшихся идеях и верить только в то, что они могут понять или объяснить. Именно в этом периоде качество веру тоже начинает меняться. Сейчас вера фокусируется на знаниях, «я верю в то, что знаю», «я верю, чтобы понимать и учиться». А еще я верю, чтобы достигать целей – само-мотивация. Вера в данном возрасте трансформируется в УВЕРЕННОСТЬ.
Чем же может помочь родитель в этом возрасте?
Поддерживать интерес к учебе, поддерживать успехи ребенка и быть рядом, когда возникают трудности (активно слушать и обсуждать его переживания), те помогать справляться ему с новыми нагрузками, ведь как известно мамина вера — это та сила, которая помогает выстоять в самых трудных обстоятельствах.
Тонко подмечать и говорить о силах ребенка, его стремления, а не только результаты. Развивать здоровую самооценку, подчеркивая его уникальность. Слышать его душу, а не только интеллект.
Создавать среду, в которой ребенок может открыто выражать свои чувства, развивать самостоятельность, принимать решения, развивать ответственность, а также учиться на своих ошибках.
Вера родителей в ребенка дает ему силы для саморазвития. Когда ребенок чувствует поддержку, он увереннее берет на себя новые задачи, лучше справляется с трудностями и учится самому себя мотивировать. Ребенку важно знать, что мама и папа всегда рядом, готовы помочь и верят в его успех.
Высшим авторитетным судьей в вопросах морали и справедливости в данном возрасте становится Бог. Интересно, что дети ничего не просят у Бога, а обращаются к нему как реально существующему Сверхчеловеку и задают актуальные для них вопросы – по большей части о несовершенстве жизни.
В подростковом возрасте от 12 до 18 лет вера становится более личной и осознанной. Подростки могут испытывать кризисы веры в разные периоды, исследовать разные фазы и идеи. В этот период они активно ищут свое место и смысл в жизни. Вера может формироваться на основе глубоких личных убеждений и ценностей. У подростков в возрасте от 12 до 18 лет ведущим типом мышления является абстрактное мышление. Это период, когда они начинают отходить от конкретного мышления, характерного для более раннего детства, и переходят к более сложным формам мышления. Их вера крутится вокруг понятий категоричной справедливости – «мир должен быть справедливым», верят в свои идеалы — будь то вера в лучшее будущее, успех или значимость своих действий, зависимость от друзей возрастает в разы и они искренне верят в поддержку друзей, а не родителей, верят в искреннюю и настоящую любовь, верят в свободу, которая приведет их к счастью. Формирование веры – будь то духовной, моральной или веры в собственные силы – становится особенно важным, потому что это период самоосознания, формирования ценностей и вопросов о смысле жизни.
Подросток в этом возрасте самостоятельно ищет свою идентичность и систему ценностей и задача родителей быть рядом в этом периоде в те моменты, не пытаться «заставить верить», а поддерживать, вдохновлять, создавать условия, помогать найти ответы и свою позицию, свою идентичность, не навязывать свою позицию и свои взгляды, поддерживать его инициативы, чтобы поддерживать веру в его способности, искренне обсуждать вопросы смысла жизни и сложные неудобные темы.
✫✫✫
«Вера не требует оснований, она их творит», она возникает из внутреннего чувства, уверенности и надежды, независимо от объективной реальности.
Когда человек верит во что-то, эта вера помогает ему создавать ситуации и возможности, которые подтверждают его веру. Например, если человек надеется на успех, эта надежда может вдохновить его действовать, добиваться целей, даже если изначально нет причин для оптимизма.
Вера становится тем двигателем, который помогает открывать новые пути и видеть возможности там, где их раньше не было. Это показывает, насколько сильной и важной может быть вера в жизни человека.
Автор статьи: Татьяна Смирнова, соосновательница Монтессори-школы "Земляне", практикующий психолог и сертифицированный коуч детей и подростков.
Контакты
г. Москва, Кочновский проезд 4 строение 2